Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте роботов, человек соглашается на использование cookie-файлов.
Подробнее — в «Условиях использования cookie-файлов».

Что ты делаешь: как меняются интерфейсы

Пальцы длиннее не становятся, зато экраны смартфонов — все больше и ярче. Роботы рассказывают о том, как меняются интерфейсы и взаимодействие людей с гаджетами, и почему важно, чтобы кнопки оставались на своих местах.

Продуктовые революции разного масштаба происходят каждые пару лет — железо становится умнее, а интерфейсы — удобнее. Дизайнеры роботов повидали всякое и рассказывают о том, как особенности железа и пользовательских мозгов меняют интерфейсы.

Пойти на сближение

Несмотря на рекламу и интернет-баталии фанатов iOS и Android, почти 90% пользователей остаются верны выбранной ОС. Тем временем Apple и Google, хоть и используют собственные паттерны навигации, в борьбе за удобство стирают различия в интерфейсах с каждым новым поколением iOS и Android.

Так, первые приложения на Android были гораздо ярче, многоцветнее и многослойнее. Теперь Google декларирует: цвет — это инструмент работы с контентом. Цвет должен создавать акценты на действиях и важных деталях. Android постепенно уходит от избыточной яркости, например, убирает цвет с таббара, оставляя его только иконкам.

Напротив, гайдлайны Apple всегда рекомендовали делать акцент на контенте, использовать цвет для выделения активных компонентов. Но ближе к версии iOS 11 Apple от прежних минималистичных паттернов с флэтом и тонкими начертаниями начинает двигаться в сторону крупных заголовков, цветовой иерархии информации.

С выпуском первой версии Material Design в 2014 году разработчикам Google пришлось объяснять, почему старые интерфейсы нужно переделать. Уже через год вопрос о следовании гайдлайнам, не возникал. Но Google продолжили менять систему — настало время защищать отступления от первых гайдлайнов.

Например, основной паттерн навигации Android — боковое меню. В новой версии появляется таббар, которого у Android никогда раньше не было — это паттерн iOS. Но в Google не побоялись признать: да, так удобнее, ведь таббар ближе к большому пальцу, когда держишь смартфон одной рукой. Похожая история — с многофункциональным свайпом влево, который также перекочевал на поздние версии Android.

«Естественный отбор» оставляет самые удобные паттерны. С большой вероятностью в приложении под большим пальцем будут тулбар и таббар. Важная информация так или иначе будет выделена, текст разбит на блоки. Процессы разложены на последовательные шаги с подсказками.

Массовый переход на отзывчивый экран закрепил у пользователей несколько заведомо понятных жестов указательным и большим пальцами: короткое и долгое нажатие, вертикальная и горизонтальная прокрутка, растягивание и сжатие, смахивание и перетаскивание.

Попадая на сайт или открывая приложение, люди рассчитывают увидеть меню и кнопку «Назад» на привычных местах. От обманутых ожиданий расстраиваются — и удаляют оригинальные приложения. Впрочем, еще до релиза дизайнера, скорее всего, побьют разработчики — система построена таким образом, чтобы типовые решения повторить было легко, а реализовать оригинальные — крайне сложно.

С появлением первой версии Material Design в приложениях появились анимации и микроанимации. До появления спиннеров раздумий и анимированных состояний загрузки все десять последовательных запросов пользователя уходили на сервер. Стало ясно: статичный интерфейс вызывает непонимание. Анимация — часть объяснения происходящего, ее задача помогать пользователю, показывать отклик, но не отвлекать его внимание.

Правда, поначалу анимации были доступны только для новых устройств на Android, и разработчикам приходилось делать две версии: «простую» и «прикольную».

AI в UI

Сначала тачскрин вытеснил с экрана кнопки, теперь нейросети в смартфонах становятся таким же общим местом, как электричество. «Музыка, которая может вам понравиться», кастомный результат в поисковой выдаче, товары с аналогичными свойствами и персональная лента новостей — тому примеры.

А последние обновления от Google и Apple обещают сделать привычное взаимодействие с устройством еще проще.

— Дополненная реальность — не только в играх (хотя пинг-понг и кикер прямо на обеденном столе — уже неплохо). Обновленная платформа ARKit 2 позволит  создавать приложения для iOS 12, которыми смогут пользоваться несколько человек сразу, например, просматривать проект здания, дизайн квартиры в одной дополненной реальности. Тогда как Google предлагает любое взаимодействие с картой превратить в игровой квест от первого лица: держишь смартфон перед собой и видишь, куда идти, где поворачивать и какие магазины и кафе скрываются в ближайшем доме. Гаджет становится призмой, через которую гораздо удобнее смотреть на мир.

— Вы точно слышали про новые способности Google Assistant, который приятным голосом по телефону запишет вас в парикмахерскую и для убедительности промямлит «м-м» и «ну-у». Тем временем Siri начнет поддерживать быстрые команды управления приложениями. Вы ей: «Хочу пива», а она вызовет Uber в любимый бар или, например, занесет пиво в список покупок.

— Наконец, Apple анонсировал Machine Learning — инструмент, который облегчит разработчикам создание алгоритмов обучения ИИ для приложений OS и iOS. Это сможет значительно упростить для пользователя графические и любые другие интерфейсы. По истории пользовательского опыта ИИ будет учиться догадываться, чего от него хотят. Например, Siri и чат боты смогут лучше понимать естественную речь.

Будущее новых интерфейсов

Приживутся ли новые паттерны в интерфейсах? Возможно. Может ли интерфейс изменить поведение человека? Да, может. Однажды искать уже стало синонимом гуглить, а фотографировать = снимать, ретушировать и выкладывать в сеть. Меняя пути решения задач, сервисы перенастраивают мышление, меняют привычки и профессии.