Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте роботов, человек соглашается на использование cookie-файлов.
Подробнее — в «Условиях использования cookie-файлов».

Баги цифровой среды

Как всеобщая диджитализация меняет людей, и какие ошибки предстоит решить роботам — рассказывает антрополог, научный журналист Артем Космарский.

Артем Космарский

Ошибка 406 Not Acceptable («неприемлемо»)

— Когда речь идет о цифровой среде, у нас нет четкого понимания ее законов и даже закономерностей. Мы просто описываем процессы, происходящие прямо сейчас. Исследователи выдвигают гипотезы, догадки, пытаются нащупать базовые принципы. Пока можно говорить о двух основных проблемах: во-первых, есть большой разрыв между людьми, которые познакомились с цифровой средой в зрелом возрасте и которым нужно время для ее освоения, и молодыми, для которых виртуальная среда — часть реальной жизни. При этом взрослым кажется, что дети впустую тратят время и необходимо установить правила входа и выхода в цифру, а молодым людям — что таким образом пытаются ограничить их свободу.

Вторая проблема — отношение к информации. Легкость гугления создает впечатление, что образование как процесс запоминания фактов уже не нужно. Но только в процессе обучения формируется умение критически оценивать полученную информацию, и развить этот навык можно в оффлайне.

Возникает проблема информационного пузыря: все найденное в интернете будет подтверждать точку зрения ищущего, какой бы абсурдной она ни была. На все остальное человек просто не обратит внимания.

Ошибка 413 Payload Too Large («полезная нагрузка слишком велика»)

В то же время свободный, опасный и романтический интернет с бесконечным пространством для поиска уходит в прошлое. Люди выходят в сеть со смартфонов — интернет для них ограничен пятью-шестью иконками приложений.

Приложения делают интернет безопасным и сегментированным

Социальные сети, кстати, развиваются в том же направлении, засасывая в себя всевозможные виды контента, чтобы человеку просто не нужно было уходить в «опасное» пространство «большого» интернета.

Ошибка 424 Failed Dependency («невыполненная зависимость»)

Новые механизмы, придуманные разработчиками социальных сетей, спекулируют на потребности людей в признании. Так появилась культура лайка, расцвет которой можно наблюдать сегодня на Facebook. Ты пишешь сообщение и следишь, сколько лайков оно набрало, при этом содержание высказывания уходит на второй план. Главное — сколько людей тебя лайкнули. Развитие онлайн-общения вообще делает людей более уязвимыми. Цифровая среда учит, что любого неприятного собеседника можно исключить из реальности, что все можно начать заново с сохраненной копией. Эти процессы порождают инфантильность, делают человека безответственным, расслабленным и уязвимым.

Люди, которые привыкли функционировать и в реальном, и в цифровом пространствах, а не только в последнем, окажутся в более выигрышном положении в случае глобальных потрясений.

Ошибка 409 Conflict («конфликт»)

А такие потрясения более чем возможны. Развитие искусственного интеллекта сделает целый ряд профессий ненужными, и огромное количество людей нужно будет чем-то занять. Раньше человечество выходило из таких ситуаций, ввязываясь в глобальную войну. Так, в Америке президент Рузвельт пытался вывести экономику из депрессии, развернув систему общественных работ. Но это слабо помогало до тех пор, пока все, кто лишился работы из-за внедрения конвейеров, не начали работать на военных заводах Второй Мировой. Другого выхода из подобных ситуаций человечество пока не придумало. Конечно, есть еще социалистический способ — внедрение базового дохода, который даст людям шанс стать идеальными.

Но кто даст гарантии, что люди потратят эти деньги рационально?